Для чего нужно тгп юристам

ТГП одна из немногих юридических научных дисциплин, которая связана с профессиональным правовым сознанием. Именно с тгп начинается закладка фундамента индивидуальной правовой культуры будущего юриста, формирования у него научной базы юридического мировоззрения и глубокого уважения к праву как к величайшей социальной ценности. Именно при преподавании теории государства и права передаются основные достижения политической и правовой мысли, система понятий, позволяющая свободно и уверено ориентироваться в юридической сфере.

Пробел в знании материала по тгп существенно сказывается на общем уровне подготовки студента и несопоставим с пробелом в знании по какой либо отраслевой юридической науки. Качественное знание исходных понятий тгп позволит на практике верно квалифицировать политические и правовые ситуации, с научных позиций давать правильную оценку сложным государственно-правовым явлениям общественной жизни. Эта наука непосредственно участвует в формировании профессиональных качеств будущих юристов.

Значение теории государства и права в процессе профессиональной подготовки юристов заключается прежде всего в том, что в рамках теоретико-правовой науки изучаются основные понятия юриспруденции. Любой юрист независимо от занимаемой должности и особенностей профессиональной деятельности должен понимать смысловое значение таких категорий, как право, государство, правовая норма, правоспособность, дееспособность, правоотношение, правонарушение, юридическая ответственность и т. д. Кроме того, изучение теории государства и права помогает уяснить будущим юристам содержание основных принципов юридической техники, без знания которых невозможна профессиональная деятельность в сфере правового регулирования.

Понимание теоретико-правовых основ правотворческой, правоприменительной, интерпретационной и других видов юридической деятельности является необходимым условием достижения целей и задач, стоящих перед юридическим сообществом. Наконец, знания, полученные в процессе изучения теории государства и права, способствуют формированию у обучаемых высокого уровня профессиональной правовой культуры, воспитанию у них чувства уважительного отношения к действующему законодательству и формируемому при помощи этого законодательства правопорядку.

46.8.209.61 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

ТГПодна из немногих юридических научных дисциплин, которая связана с профессиональнымправовым сознанием. Именно с тгп начинается закладка фундамента индивидуальной правовой культуры будущего юриста, формирования у него научной базы юридического мировоззрения и глубокого уважения к праву как к величайшей социальной ценности. Именно при преподавании теории государства и права передаются основные достижения политической и правовой мысли, система понятий, позволяющая свободно и уверено ориентироваться в юридической сфере. Пробел в знании материала по тгпсущественно сказывается на общем уровне подготовкистудента и несопоставим с пробелом в знании по какой либо отраслевой юридической науки. Качественное знание исходных понятий тгппозволит на практике верно квалифицировать политические и правовые ситуации, с научных позиций давать правильную оценку сложным государственно-правовым явлениям общественной жизни. Эта наука непосредственно участвует в формировании профессиональныхкачеств будущих юристов.

9.Общая хар-ка первобытнообщинного строя: экономический уклад , общественная власть и норма поведения .

Первобытно-общинный строй — это общество, не знавшее классового деления, государственной власти и правовых норм.
Основой экономических отношений первобытно-общинного строя являлась коллективная собственность на средства производства при уравнительном распределении добывавшихся материальных благ.
Наличие коллективной собственности на средства производства определялось низким уровнем развития производительных сил.

Поведения— В первобытном обществе действовали определенные правила по­ведения — социальные нормы. Такими нормами были обычаи — исто­рически сложившиеся правила поведения, которые вошли в привычку в результате многократного применения в течение длительного времени и стали естественной жизненной потребностью людей. Они регулировали труд, быт членов рода, семейные отношения, то есть служили регулято­ром общественных отношений. Многие их них являлись одновременно нормами первобытной морали и религии, были связаны с отправлением укоренившихся обрядов и ритуалов.

Характерные признаки первобытных обычаев проявлялись в сле­дующем:

они исходили от рода и выражали его волю и интересы;

они действовали в силу привычки, исполнялись добровольно, а в

случае необходимости их соблюдение обеспечивалось всем родом. Спе­

циальных органов, охраняющих незыблемость обычаев, не было. При

надобности к нарушителям обычаев применялось убеждение

(внушение), а иногда и принуждение, которое исходило от всего рода

в то время не было никакого различия между правами и обязан­

ностями членов родового общества: право воспринималось как обязан­

10.Общие закономерности природно-средовые и социально- экономические причины возникновения ТГП( историко — материалистическая теория).

Формирование государства – длительный процесс, который у различных народов мира шел по разным путям. Он обусловлен в первую очередь внутренним развитием общества, его различными социально-экономическими, культурно-историческими, этническими, психологическими и другими обстоятельствами.

Предпосылки возникновения государства:

· — разделение труда (переход от собирательства к производству, появление ремесла, возникновение торговли);

· — политические предпосылки: от врагов защищаться легче вместе;

· — психологические предпосылки: люди пришли к осознанию общих интересов, того, что одни способны подчиняться, а другие – руководить,

· — идеологические предпосылки – поклонение людей одному Богу.

Закономерности появления государства:

· 1) Необходимость совершенствования управления государством, связанная с его усложнением;

· 2) Необходимость организации крупных общественных работ и объединение в этих целях больших масс людей;

· 3) Необходимость подавления сопротивления эксплуатируемых масс;

· 4) Необходимость ведения войн.

Любое государство характеризуется признаками:

· — Публичная власть отделена от народа, т.е управлением занимается определенная группа людей;

· — Население прикрепляется к определенной территории;

· — Налоги, на которые существовало государство.

11.Научные методологические возможности получения достоверной картины первобытного и раннеклассового общества.

12.Обзорная хар-ка основных теории ТГП . Особенности возникновения и развития государства и права у различных народов мира.

Основными теориями происхождения государства принято считать следующие.

1. Теологическую теорию. Это теория о божественном начале в происхождении государства. Согласно данной концепции государство было создано и существует в современном мире по воле Бога, при этом право считается божественной волей. Таким образом, считалось, что власть церкви имеет более высокое положение, находится над светской властью, монарх при вступлении на престол освящался церковью, почитался представителем Бога на земле. Сторонники теологической теории: Ф. Аквинский, Ф. Лебюфф, Д. Эйве и др.

2. Патриархальную теорию. Согласно данной теории государство произошло в результате исторического развития семьи. Разросшаяся семья превратилась в государство. Поэтому монарх приходится отцом (патриархом) всем своим подданным, которые обязаны его слушаться и относиться к нему с большим почтением. Обязанность же монарха – забота о своих подданных и справедливое управление ими. Сторонниками патриархальной теории являются: Аристотель, Конфуций, Р. Филмер, Н.К. Михайловский и др.

3. Договорную теорию. По этой теории государство является продуктом человеческого разума, но не проявлением воли Бога. В результате государство возникло вследствие заключения людьми общественного договора между собой, для того чтобы обеспечить общую пользу и интересы. Если же будут нарушены или не выполнены условия общественного договора, то народ вправе расторгнуть его, причем даже через революцию. Сторонники договорной теории: Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищев и др.

4. Материалистическую теорию. В соответствии с этой теорией образование государства стало результатом трансформации общества под действием социально-экономических причин. Сторонники материалистической теории: К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Г.В. Плеханов.

5. Психологическую теорию. Данная теория состоит в том, что возникновение государства связывается с особенными свойствами человеческой психики, а именно с тягой к власти одних над другими и потребностью одних подчиняться другим. Сторонники психологической теории: Л.И. Петражицкий, Д. Фрезер, 3. Фрейд и др.

6. Теорию насилия. Сторонники теории насилия считают, что государство возникло как результат насилия, через завоевания более слабых и беззащитных народов более сильными и организованными племенами. Представители теории насилия: Е. Дюринг, К. Каутский и др.

7. Патримониальную теорию. Согласно патримониальной теории государство образовалось от права собственности на землю и права владения ей теми лицами, которые проживают на этой земле. Сторонник патримониальной теории – А. Галлер.

8. Органическую теорию. Сторонники органической теории считали, что государство появилось и развивалось дальше как биологический организм. Представители органической теории: Г. Спенсер, А.Э. Вормс и др.

Следовательно, восточный (азиатский) вариант возникновения государственности отличается от других вариантов главным образом тем, что здесь родоплеменная знать, исполнявшая общественные должности, плавно трансформировалась в государственные органы (государственно-чиновничий аппарат), а общественная (коллективная) собственность тоже постепенно превращалась в государственную. Частная собственность тут не имела существенного значения.

13.Признаки (свойства) права

ПРИЗНАКИ (СВОЙСТВА) ПРАВА — совокупность основных черт права, придающих ему характер особенной господствующей системы нормативного регулирования в обществе.

Праву присущи такие признаки, как: нормативность, всеобщность и общеобязательность права, государственная обеспеченность, системность, формальная определенность, реально действующий характер,. нетождественность (несводимость) права закону, способности выступать инструментом признания, разграничения и согласования разнообразных интересов, выступать мерой, масштабом свободы и поведения человека, нетождественность закону, а также динамизм и стабильность, преемственность.

14.Сущность права. Классовое и общесоциальное в нем. Инструментальная роль и социальная ценность права .

Сущность права — главная, внутренняя, относительно устойчивая качественная характеристика права, которая отражает природу и назначение его в жизни общества. Выявление сущности основывается на исследовании социальных ценностей, идей.

Социальная ценность права состоит в том, что оно, воплощая общую, групповую и индивидуальную волю (интерес) участников общественных отношений, способствует развитию тех отношений, в которых заинтересованы как отдельные индивиды, так и общество в целом. Оно вносит стабильность и порядок в эти отношения. В обществе, в условиях цивилизации, нет такой другой системы социальных норм, которая смогла бы обеспечить целесообразное регулирование экономических, государственно-политических, организационных и других отношений, реализуя при этом демократические, духовные и нравственные ценности. Обеспечивая простор для упорядоченной свободы и активности, право служит фактором социального прогресса. Его роль особенно возрастает в условиях крушения тоталитарных режимов, развития демократии.

Инструментальная ценность права — одно из проявлений его общесоциальной ценности — состоит в том, что право является регулятором общественных отношений, инструментом для решения разнообразных задач, в том числе для обеспечения функционирования других социальных институтов (государства, социального управления, морали и др.) и иных социальных благ. Как инструмент, право используется различными субъектами социальной жизни — государством, церковью, общественными объединениями, коммерческими организациями, гражданами. В цивилизованном обществе именно право является одним из главных инструментов, способных обеспечить организованность и нормальную жизнедеятельность, социальный мир, согласие, снятие социальной напряженности.

15.Проблема определения права. Определения и понятие права.

Право возникает на определенном этапе человеческого развития. Люди первобытнообщинного строя не знали права и руководствовались в своей деятельности обычаями и традициями. Большую роль в их жизни играли мифы, ритуалы, обряды. В тот далекий период зарождались и религиозные нормы. Право появилось гораздо позднее, и его судьба в значительной мере связана с появлением такого важного института социальной жизни, как государство.

Возникновение государства и права обусловлено общественными потребностями, а именно:

необходимостью установления стабильности и единого порядка отношений новой общности людей — народа, населяющего ту или иную территорию;

необходимостью поддержания единого порядка в условиях расслоения общества на социальные слои (касты, сословия, классы), имущественное и социальное положение которых стало существенно различным, что вызывало неустранимые противоречия и конфликты;

необходимостью ограничения и смягчения враждебного военного противостояния народов, нуждавшихся в развитии постоянного обмена и соседских взаимоотношений и защите своих интересов мирными средствами. Праву присущи следующие специфические признаки.

16.Норматизитская школа правопонимания

Нормативистская школа права — направление в теории и философии права, представители которого рассматривают право как единую систему норм и стремятся исследовать эту систему саму по себе.

Правопонима́ние — определённое представление о существе права. На вопрос: «Что есть право?» разные школы права отвечали по-разному. Ульпиан — право есть искусство о добром и справедливом.

17.Социологическая и психологическая школа правопонимания.

Достаточно распространенным направлением в правопонимании является социологическая школа права Как определенная научная система эта школа сложилась в конце XIX — первой трети XX в в Европе, а затем получила развитие в США представителями ики этого течения, пронизанной философией прагматизма, охватывается понятием «право» административные акты, судебные решения и приговоры, обычаи, правосознание судей и других должностных лиц, правоотношения, а и каждого юридические нормы, при этом их значение среди названных правовых средств воздействия на поведение людей всячески принижается принижується.

Психологическая теория права возникла в середине XIX века «но большее распространение достигла в начале ХХ ее представителем в отечественной юридической мысли был Л Петражицкий На Западе положения этой теории ро озвивалы Г Тард, В Вунд да и та ін.

известная в пределах нашей науки является теория Л Петражицкого об интуитивном право, которое ведет, собственно, к отождествлению права и правосознания Менее известна, а точнее, забытая психологическая теория Л Киаппа (182 21-1858) — предшественника Л Петражицкого, который существенно повлиял на негоього.

18.Теория естественного права. Права справедливость и свобода. Современные научные воззрения на право .

Теория государства и права представляет собой одну из основополагающих юридических дисциплин, предмет которой составляют общие закономерности различных правовых систем, а также возникновения, становления и развития форм государственного устройства. Не менее важным элементом этой науки является изучение особенностей и методов функционирования государственных и правовых институтов. Такое определение обуславливает структуру теории государства и права как науки.

Конструкция этой науки базируется на существовании двух крупных блоков. Каждый из них подразделяется на более мелкие элементы, а основные, это: теория государства и теория права.

Эти блоки являются взаимодополняющими, в них обнаруживаются общие закономерности и проблемы (например, происхождение и эволюция государственных и правовых норм, методология их изучения).

При разборе сущностных элементов теории права необходимо учитывать конкретное содержание получаемого знания. С этой точки зрения в нем можно выделить следующие элементы:

  • философия права, которая по мнению некоторых исследователей (С. С. Алексеев, В. С. Нерсесянц) представляет собой изучение и осмысление самой сути права, его соответствие основным философским категориям и понятиям;
  • социология права, то есть его применимость в реальной жизни. Этот элемент включает в себя проблемы эффективности правовых норм, их границы, а также изучение причин возникновения правонарушений в различных обществах;
  • позитивная теория права, занимающаяся вопросами создания и претворения в жизнь правовых норм, их трактования и механизмами действия.

Версии происхождения государства

На разных этапах своего развития человечество пыталось осмыслить, каким образом возникли те или иные руководящие их жизнью правовые нормы. Не меньший интерес для мыслителей представлял вопрос о происхождении государственного строя, в котором они живут. Оперируя современными понятиями и представлениями, философы древности, Средневековья и нового времени сформулировали ряд теорий происхождения государства и права.

Философия томизма

Известный христианский мыслитель Фома Аквинский, давший свое имя философской школе томизма, разработал на базе трудов Аристотеля и Святого Августина теологическую теорию. Суть ее состоит в том, что государство создано людьми по воле Бога. Это не исключает возможность, что власть может быть захвачена злодеями и тиранами, примеры чего можно найти в Священном писании, но в этом случае Бог лишает деспота своей поддержки, и его ожидает неминуемое падение. Такая точка зрения не случайно сформировалась в XIII веке — эпохе централизации в Западной Европе. Теория Фомы Аквинского придавала государству авторитет, соединяя высокие духовные идеалы с практикой отправления власти.

Органические теории

Несколькими веками позже с развитием философии появился корпус органических теорий происхождения государства и права, базировавшихся на представлении о том, что любой феномен можно уподобить живому организму. Подобно тому, как сердце и мозг выполняют более важные функции в сравнении с другими органами, так и государи со своими советниками имеют более высокий статус в сравнении с крестьянами и купцами. Более совершенный организм имеет право и возможности поработить и даже уничтожить слабые образования, как сильнейшие государства завоевывают слабейшие.

Государство как насилие

Из органических теорий выросла концепция насильственного происхождения государства. Знать, обладающая достаточными ресурсами, подчиняла себе бедных соплеменников, а затем обрушивалась на соседние племена. Из этого следовало, что государство появилось не в результате эволюции внутренних форм организации, а в силу завоевания, подчинения и принуждения. Но эта теория практически сразу была отвергнута, поскольку, учитывая лишь политические факторы, она совершенно игнорировала социально-экономические.

Марксистский подход

Этот недостаток был устранен Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом. Все виды и формы конфликтов как в древних, так и современных обществах они свели к теории классовой борьбы. Ее базисом является развитие производительных сил и производственных отношений, в то время как политическая сфера жизни общества представляет собой соответствующую надстройку. Факт подчинения слабых соплеменников, а за ними слабых племен или государственных образований с точки зрения марксизма детерминирован борьбой угнетенных и угнетаемых за средства производства.

Современная наука не признает главенства какой-то конкретной теории, используя комплексный подход: из концепций каждой философской школы берутся наиболее значимые достижения. Представляется, что государственные системы древности действительно были построены на угнетении, и существование рабовладельческих обществ в Египте или Греции не подвергается сомнению. Но при этом учитываются и недостатки теорий, вроде характерного для марксизма преувеличения роли социально-экономических отношений при игнорировании нематериальной сферы жизни. Несмотря на обилие мнений и взглядов, вопрос о происхождении государственно-правовых институтов представляет собой одну из проблем теории государства и права.

Методология теории

Каждая научная концепция обладает своей методологией анализа, позволяющей приобретать новые знания и углублять уже имеющиеся. Теория государства и права в этом отношении не исключение. Поскольку эта научная дисциплина занимается изучением общих государственно-правовых закономерностей в динамике и статике, конечным итогом ее анализа является выделение понятийного аппарата юридической науки, как-то: право (а также его источники и отрасли), государственный институт, законность, механизм правового регулирования и так далее. Используемые для этого теорией государства и права методы можно разделить на всеобщие, общенаучные, частнонаучные и частноправовые.

Всеобщие методы

Всеобщие методы разрабатываются философской наукой и выражают единые для всех областей знания категории. Наиболее существенными приемами в этой группе являются метафизика и диалектика. Если для первой характерен подход к государству и праву, как к вечным и неизменным категориям, связанным друг с другом в незначительной степени, то диалектика исходит из их движения и изменения, противоречий как внутренних, так и с другими явлениями социальной сферы жизни общества.

Общенаучные методы

К общенаучным методам, в первую очередь, относятся анализ (то есть выделение составных элементов какого-либо крупного явления или процесса и последующее их изучение) и синтез (объединение составных частей и их рассмотрение в совокупности). На разных этапах исследования могут применяться системный и функциональный подходы, а для проверки полученных ими сведений — метод социального эксперимента.

Частнонаучные методы

Существование частнонаучных методов обусловлено развитием теории государства и права в связи с другими науками. Особое значение играет социологический метод, суть которого состоит в накоплении посредством анкетирования или наблюдения конкретных сведений о поведении государственно-правовых субъектов, их функционировании и оценки обществом. Социологическая информация обрабатывается при помощи статистических, кибернетических и математических методов. Это позволяет определить дальнейшие направления исследования, выявить противоречия теории и практики, обосновать, в зависимости от ситуации, возможные пути дальнейшего развития или амортизации последствий апробированной теории.

Частноправовые методы

Частноправовые методы представляют собой непосредственно юридические процедуры. К таковым, например, относится формально-юридический метод. Он позволяет уяснить существующую систему правовых норм, определить границы ее интерпретации и способы применения. Суть сравнительно-правового метода состоит в изучении сходств и различий, существующих в разных обществах на различных этапах их развития, правовых систем с целью выявления возможностей применения элементов чуждых законодательных норм в данном обществе.

Функции теории государства и права

Существование любой отрасли научного знания предполагает использование ее достижений обществом. Это позволяет говорить о конкретных функциях теории государства и права, в числе которых наиболее значимыми являются:

  • объяснение базовых закономерностей в государственно-правовой жизни общества (объяснительная функция);
  • прогнозирование вариантов развития государственно-правовых норм (прогностическая функция);
  • углубление существующих знаний о государстве и праве, а также приобретение новых (эвристическая функция);
  • формирование понятийного аппарата других наук, в частности, юридических (методологическая функция);
  • вырабатывание новых идей с целью позитивного преобразования существующих форм государственного устройства и правовых систем (идеологическая функция);
  • позитивное воздействие теоретических разработок на политическую практику государства (политическая функция).

Правовое государство

Поиск наиболее оптимальной формы политико-правовой организации общества является одной из наиболее важных задач теории государства и права. Правовое государство на данный момент представляется в этом отношении главным достижением научной мысли, что подтверждается очевидными практическими выгодами от реализации его идей:

  1. Власть должна быть ограничена неотчуждаемыми правами и свободами человека.
  2. Безусловное верховенство закона во всех сферах жизни общества.
  3. Зафиксированное в Конституции разделение властей на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную.
  4. Существование взаимной ответственности государства и гражданина.
  5. Соответствие законодательной базы конкретного государства принципам международного права.

Значение теории

Итак, как следует из самого предмета теории государства и права, — эта наука, в отличие от других юридических дисциплин, ориентирована на изучение существующих систем законодательных норм в самом абстрактном виде. Получаемые методами этой дисциплины знания ложатся в основу правовых кодексов, формируют представление о функционировании законов, намечают пути дальнейшего развития общества. Это и многое другое позволяет с уверенностью говорить о центральном положении теории государства и права в общей системе юридического знания и более того, играть в ней объединяющую роль в силу взаимосвязи с другими гуманитарными науками.

Источники: http://studopedia.ru/4_56608_znachenie-teorii-gosudarstva-i-prava-dlya-professionalnoy-podgotovki-yurista.html, http://poisk-ru.ru/s20958t6.html, http://fb.ru/article/71886/kratko-o-predmete-teoriya-gosudarstva-i-prava

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *